Красникова Татьяна Викторовна - воспитатель первой квалификационной категории в группе раннего возраста №1 "Цыплята" МБДОУ "Детский сад №22" г. Заволжье.

Конспекты по развитию речи - май 2020 г.

 НОД. Развитие речи


14.05.2020 (четверг)


Тема: чтение стих-я А.Барто «Девочка-рёвушка».

Цели: познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.


Ход занятия


Воспитатель просит девочек назвать свои имена. «А девочки плаксы и капризули у нас есть? – интересуется педагог. – И хорошо, что их нет. Я знаю стихотворение про одну капризулю. Оно называется "Девочка – ревушка"».

Педагог читает стихотворение. Выждав момент, когда дети пробуют осмыслить услышанное, уточняет: «Ревушка вам нравится? Нос распух, что свекла, платье все промокло. Оо – оо – оо!..»

Воспитатель интересуется, согласны ли дети послушать стихотворение еще раз. «Только вы помогайте мне, постарайтесь пореветь, как Таня. А у нее это по-разному получалось: уу-уу-уу, оо-оо-оо, аа-аа-аа».

Педагог читает отрывок, воспроизводит Танин плач, а дети повторяют звукоподражания: «Аа-аа-аа» и т.д.

Примечание. Чтобы дети потом не дразнили раскапризничавшегося ребенка, не стоит называть его ревушкой. Лучше сказать: «Ты ведь у нас не девочка Таня, правда?»

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка -

Это Таня-рёвушка

Плачет,

Заливается,

Платьем утирается...

УУ-УУ-У!..

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

- Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у!..-

Вот вернулась Таня в дом,

Слёзы катятся ручьём:

- Ой, пойду обратно!

Дома неприятно!

Оо-оо-о!..

Дали Тане молока.

- Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

УУ-УУ-У!..

Дали рёвушке в другой,

Рёва топнула ногой:

- В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а!..-

Уложили Таню спать,

Плачет рёвушка опять:

- Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

УУ-УУ-У!..

Тут сбежался народ.

Чтоб узнать: кто ревёт?

Кто всё время плачет?

Что всё это значит?

Видят - девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.

Оо-оо-о!..

УУ-УУ-У!..

- Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.


























НОД. Развитие речи.


18.05.2020 (понедельник)


Тема: рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».

Цель: продолжать учить детей рассматривать картину, формировать при этом умение участвовать в диалоге с воспитателем и сверстниками.

Задачи :

- учить детей понимать, что изображено на картине, осмысливая взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя

- Развивать произношение в звукоподражаниях, закрепить знания названий домашних птиц

- Совершенствовать умение соотносить движения с текстом

- Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (рисование ватной палочкой) способом примакивания, побуждая заполнять всю поверхность листа

 - Воспитывать любовь к домашним птицам и желание заботиться о них


Тип занятия: интегрированное

Форма занятия подгрупповая, традиционная

Продолжительность 10-15 мин

Участники дети 2-3 лет, воспитатель

Оборудование и материалы: интерактивная доска с изображением картины «Дети кормят курицу и цыплят» ( автор В.Езикеева, Е. Разина), ноутбук, видеопроектор, игрушка курица из настольного театра «Би-ба-бо», медальоны на шнурке с изображением цыплят, гуашь желтого цвета, ватные палочки, влажные салфетки, демонстрационный материал в виде тарелочек с зернышками


Предварительная работа: 

- экскурсия в уголок природы; рассматривание макета «Бабушкино подворье», 

- чтение потешки «курочка- рябушечка»

- игра- забава «курица и цыплята»

- помощь детей в изготовлении медальонов 

- рассказ воспитателя о домашних птицах и их повадках с использованием мультимедийной презентации «Птичий двор»

- просмотр мультфильма «Желтик» (союзмультфильм)


Методы и приемы: 

- наглядный – рассматривание картины

- словесный- беседа по картине

- практический – продуктивная деятельность, рисование

этапы содержание время

Организационный момент(мотивация) Сюрпризный момент (приход в гости курочки ( игрушки из настольного театра «би-ба-бо») 2 мин

Основная часть Рассматривание картины, беседа по ней

Физминутка

Продуктивная деятельность 6 мин


1мин             

4 мин 

рефлексия Подведение итогов занятия 2 мин


Ход занятия:

1 организационный момент:

Приход в гости курочки (игрушка из настольного театра «би-ба-бо»)

Воспитатель от имени курочки

- здравствуйте ребята, вы узнали меня? Кто я?

Дети

- курочка

Воспитатель от имени курочки

- а кто мои детки?

Дети 

- цыплятки

Воспитатель от имени курочки

- а вы когда- нибудь кормили цыплят?

Дети 

- нет

Воспитатель от имени курочки

- а вот Ваня и Таня пришли к нам на птичий двор и кормят моих цыпляток. Хотите посмотреть, как они это делают?

Дети 

- да 

Воспитатель от имени курочки

- тогда пойдемте к нам в гости

( на интерактивной доске появляется изображение картины «Дети кормят курицу и цыплят» ( автор В.Езикеева, Е. Разина) (приложение 1)

Воспитатель выслушивает реплики детей по картине, подтверждает, что мальчик и девочка кормят цыплят.

воспитатель

- что в руках у Вани и Тани ?

Дети 

- тарелочки 

Воспитатель

- как вы думаете, а что у них в тарелочках?

Дети 

- зернышки

Воспитатель

- у Тани какая тарелочка?

Дети

- маленькая

Воспитатель

- кого она из нее будет кормить?

Дети 

- цыплят

Воспитатель

- как ребята подзывают цыплят?

Дети 

- цып-цып-цып

Воспитатель

- а как курочка зовет цыплят?

Дети 

- ко-ко-ко

Воспитатель

- а как цыплята отзываются?

Дети 

- пи-пи-пи

Воспитатель

- цыплята подошли к тарелочке. А все ли клюют зернышки?

Дети 

- нет

Воспитатель

- правильно, ребята. Не все цыплята клюют зернышки, а только два. Как вы думаете, почему остальные цыплята не клюют?

Дети 

- они еще маленькие

Воспитатель

- а кто еще клюет зернышки?

Дети

- курочка

Воспитатель

- ребята, как вы думаете, Ване и Тане нравится кормить цыплят?

Дети 

- да 

Воспитатель

- цыплятам тоже нравится, когда их кормят Ваня и Таня. Цыплятки любят клевать зернышки. А еще они любят петь песенку.

(дети надевают медальоны на шнурке с изображением цыплят, воспитатель читает песенку, а дети изображают цыплят, проговаривая вторую, третью и последнюю строчки стихотворения)

- Цыпа-цыпа! Аты-баты!                          (шагают на месте)

Мы — цыплята! Мы — цыплята!            (показывают на себя)

Мы клюём, клюём, клюём                       (наклоны вперед)

Всё, что встретим на пути,

И поём, поём, поём:                                   (шагают на месте)

—пи-пи-пи! Ти-ти-ти!

                    В. Берестов.

- ребята, а вы сами хотите покормить цыплят?

Дети

- да 

( воспитатель открывает шкатулку, достает ватные палочки, говорит детям, что курочка принесла волшебные палочки, которые умеют рисовать, если дети им помогут.)

 Педагог показывает приемы работы ватной палочкой с гуашью, делает отпечатки концом палочки на листе бумаги. Курочка (игрушка из театра «би-ба-бо») рассматривает рисунок воспитателя, говорит, что получились вкусные для нее и просит нарисовать такие же для ее цыплят.

В процессе работы воспитатель напоминает о том, что цыплят много и им нужно нарисовать много зернышек. По окончании работы воспитатель с курочкой хвалит и благодарит детей.

- ребята, что вы нарисовали?

Дети

- зернышки

Воспитатель

- для кого эти зернышки?

Дети

-  для цыплят

Воспитатель

- а сколько зернышек вы нарисовали?

Дети

- много

Воспитатель

- а как мы будем насыпать зернышки цыплятам?

(дети показывают пальчиками, как они будут насыпать зернышки цыплятам)

Рефлексия

Воспитатель

- ребята, к кому в гости мы сегодня ходили?

Дети

- к курочке

Воспитатель

- что вы там видели?

Дети

- как Ваня и Таня кормили цыплят

Воспитатель

- вам понравилось в гостях у курочки?

Дети

- да

Воспитатель

- курочка тоже рада встрече с вами. А сейчас ей пора укладывать цыпляток спать. Давайте и мы с вами отдохнем. Закроем глазки и посидим в тишине.


Список литературы:


1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


2 «Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.Соответствует ФГОС

3 Гербова, В. В.Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста- Москва : мозаика- синтез, 2016г 

4рабочая программа МБДОУ «Новинского детского сада»

5 . «Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая группа авт. Т.С. Комарова Москва-Синтез, М., 2014 г.


Приложение 1 

Картина «Дети кормят курицу и цыплят» ( автор В.Езикеева, Е. Разина)





















НОД. Развитие речи.


21.05.2020 (четверг)


Вид: Комплексное: коммуникация +экспериментально - исследовательская деятельность.

Тема: Рассказ Г. Балла «Желтячок», яйцо.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, экспериментально-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели:

1. Образовательная задача – Учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что клички животных зависят от внешних признаков.

2. Развивающая задача – Развивать умение действовать сообща, согласно правилам. Активизировать словарь детей, закрепить знание о желтом цвете. Развивать внимание, сенсорные возможности детей.

3. Воспитательная задача – Воспитывать интерес к русским традициям, формировать понимание красоты и хрупкости крашеного яйца. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Дети поют приветствие и выполняют движения.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ –топ-топ.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки! Чок-чок-чок.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуй, мой носик! Пим-пим-пим.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Вот мы с вами и поздоровались, садитесь на стульчики. Ребята, мы с вами забыли поздороваться еще с одними нашими гостями. Кто пришел к нам в гости? (в корзине перед воспитателем курица, цыпленок и яйцо). Правильно к нам пришла курочка-мама и ее сыночек цыпленок. А почему же тут еще яйцо, вы не знаете? Послушайте тогда одну интересную историю.

Воспитатель: Читает рассказ Г. Балла «Желтячок» (текс приложение 1)

Воспитатель:

1. Откуда появился цыпленок? (из яйца)

2. Как его звали? Почему? (Желтячок, потому что он желтый)

3. Как постучал Желтячок в яичную скорлупку? Как он запищал?

4. Кого испугался цыпленок? (лучика)

5. Кого же еще разбудило солнышко? (курочку-Рыжуху, собачку-Шустрика и коровушку)

6. Как закудахтала курочка? Как залаяла собачка? Как замычала коровушка? (показ картинок по произведению).

Цыпленок был так рад, что вылез из яйца и увидел этот прекрасный мир, что все время пищал от радости, как (пин…пин…пи, а когда веселоТо всегда поют и танцуют, давайте превратимся в маленьких цыпляток, а я буду мамой курочкой и станцуем веселый танец.

Воспитатель: Физкультминутка

Вышла курочка гулять, Дети идут за воспитателем, хлопают крыльями

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки.

Желтые цыплятки.

-Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Грозят пальчиком

Не ходите далеко!

Лапками гребите, Топают ножками

Зернышко ищите,-

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы Наклоны вперед, руки прямые. Приседания.

Полное корытце.




































НОД. Развитие речи


25.05.2020 (понедельник)

Тема: чтение стих-я А.Барто «Кораблик»

Задачи: Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик»,

- развивать память, поощрять желание прочесть стихотворный текст целиком с помощью воспитателя,

- учить четко и правильно произносить слова, различать синий цвет.

Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению, игрушка кораблик, сюжетные картинки, мольберт, таз с водой.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Дети с воспитателем стоят у окна и выясняют, какая на улице погода, какие изменения произошли в природе.

Воспитатель – Совсем скоро будет на улице теплее. Снег растает, и повсюду появятся лужи, побегут ручейки. Как же мы будем играть на улице? В снежки уже не поиграешь, на санках не покатаешься. Можно будет пускать вот такие кораблики по воде.

(Показ игрушечного кораблика)

2. Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто. «Кораблик», затем приглашает детей рассмотреть иллюстрацию.

Дети отвечают на вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Что держит мальчик в руке?

- Что тянет мальчик за веревочку?

- Покажите ручей, по которому плывет кораблик?

-Кто скачет за корабликом?

- О чем просят лягушки?

Воспитатель читает стихотворение повторно, предлагает детям договаривать фразы, или рассказать стихотворение самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладони я прижму,

И по речке поплыву. (Ладони соединить лодочкой)

Две ладони, детвора, -

Это лодочка моя. (Водить сложенными руками влево-вправо)

Паруса я подниму.

Синим морем поплыву. (Поднять вверх выпрямленные ладони)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там. (Волнообразные движения обеими ладонями) .


Воспитатель – Кораблик, с которым играет мальчик, маленький, поэтому он плавает по ручейкам. Но по ночам ему снится море (показывает сюжетную картинку, ему кажется, что волны то поднимают его высоко, то опускают его вниз.

А когда кораблик просыпается, он очень расстраивается, что море ему только приснилось.

А сейчас мы с вами тоже будем пускать кораблики.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Опустим бумажные кораблики в таз с водой и подуем на них, чтобы они поплыли.

(дети выполняют задание)


3. Итог.
























НОД. Развитие речи 

28.05.2020 (четверг)

Тема: чтение сказки В.Бианки «Лис и мышонок».

Цель: познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно слушать литературные произведения без наглядного сопровождения, формировать способность детей к диалогической речи.

Задачи:

1.Образовательные:  учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, учить различать животных и угадывать их по описанию;

2.Развивающие: развивать мышление, сообразительность, память, сенсорные возможности, умение слушать песню и выполнять движения под музыку, развивать общую и мелкую моторику;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе, к животным,  интерес к игре, вызвать положительные эмоции.

Материал: сказка Бианки «Лис и мышонок»,мягкие  игрушки – Лиса и Мышонок, строительный материал: 4 арки, 1 кирпичи; платок, карточки с изображением мышек в норках и дверки (синие, красные, желтые, зеленые) из картона  - по количеству детей, Музыкальное сопровождение : «Развивающие песенки Железновых. Маленькая мышка».

1. Вводная часть. ( Сюрпризный момент )

Воспитатель.  Дети, сегодня к нам прибежал маленький зверёк. Вот он спрятался у меня в кармане. Зверёк серенький. Очень боится кошек. Про него придумана загадка:

                     В подполье, в каморке                                                               

                     Живёт она в норке,

                     Серая малышка.

                     Кто же это? ….(дети отвечают)

(Достает игрушку-мышонка). 

Конечно, это мышка. Какая она? Где живет?  А вы знаете, что не все мышки живут в домах? Есть мышки, которые живут в лесу. И там тоже есть зверь, которого мышки очень боятся. Вы его знаете?(дети отвечают: «Нет»)Нет? Тогда послушайте сказку.

2.Основнаячасть.                                                            Чтение сказки В.Бианки «Лис и мышонок».

Воспитатель читает сказку В.Бианки «Лис и мышонок».

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лиса, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.   

                                                                                    Беседа с детьми «Какая лиса?»

Воспитатель. От кого же прячется в свою норку мышонок?(ответы детей). Да, мышонок прячется от лисы. (показывает детям игрушечную лису). Вот она, хитрая лисичка-сестричка. А какая у нее шубка? (дети отвечают : рыжая, пушистая). Да, на ней красивая рыжая шубка. Ее легко узнать по острой мордочке. Какая у лисы мордочка?(дети отвечают: «У лисы острая мордочка»)А что ещё есть у лисички?(ответы детей). Да, у лисички есть красивый пушистый хвост. Кого хочет съесть Лиса?

Физминутка.

 Дети, а вы знаете песенку про Мышку? Давайте потанцуем и споем .

(Дети по показу воспитателя выполняют ритмические движения  под песню Железновых «Маленькая мышка» )

Маленькая мышка по городу бежит.(бегут пальцами обеих рук по коленям)

Глядит ко всем в окошки(сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)

И пальчиком грозит (грозят пальчиком)

А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? (руки прижаты ладонями друг к другу под голову, затем перевернуть на другой бок)

Такого непослушного я буду щекотать! (щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку).

У нас все дети послушные?

Чтение сказки Бианки «Лис и мышонок»(повторное).

Инсценирование сказки.

(Инсценирует воспитатель с игрушками)

А хотите еще раз послушать сказку «Лис и мышонок»? (ответы детей)Теперь ее вам расскажут Лис и Мышонок. Слушайте внимательно, а кто запомнил помогайте рассказывать сказку.

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лис, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель. Кто встретился Лису в лесу?(ответы детей)Что было у мышонка испачкано в земле?(ответы детей)Почему Мышонок испачкался?(ответы детей)Зачем мышонку нужна норка?(ответы детей)Что хотел Лис?(ответы детей)

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Как же нам помочь мышонку? Ведь лиса очень хитрая. На столе лежат норочки с мышками, я вам раздам дверки. И мы спрячем вход в норку.

 (Воспитатель раздает детям дверки 4 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. На столе заранее разложены картинки с нарисованными норками и мышками. По сигналу воспитателя закрываем норки). Покажите красные норки, зеленые, синие, желтые.

Рефлексия

Игровой момент «Лиса крадется к норкам»

Воспитатель Дети, смотрите, Лиса крадется к мышиным норкам. Мордочка у неё какая?(Острая). Шубка какая? Рыжая, пушистая. Что она хочет сделать?(Разрыть норки). А что мы сделали для наших мышат?(закрыли дверкой норки)

Давайте и нашему Мышонку построим норку –домик и закроем дверкой

Пальчиковая гимнастика

Целый день тук да тук 

Раздается звонкий стук

Молоточки стучат,       

Строим домик для мышат

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с таким окошком,

И вот с такой дверью

Конструирование домика для мышонка.

3.Заключительная

Воспитатель Вот и построили мы мышонку норку с дверкой. Мышонок спрятался от лисы. Закрыл дверь и не откроет хитрой лисе. (Объяснить детям , что нельзя открывать дверь посторонним).


19 мая 2020 в 19:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.